Лекция 2. Палестина.

Палестина. Краткий историко-географический очерк. 

Святая Земля (или Палестина) - в действительности маленькая страна. Древнеримский оратор Цицерон с иронией говорил, что Бог евреев, должно быть, очень мал, раз Он дал им такую маленькую землю. Размеры Палестины составляют от 50 до 130 км. с запада на восток и лишь немного превышают 200 км. с севера на юг. С севера она отгорожена снежными шапками Ливанских гор, с востока - Сирийской пустыней, с юга - Аравийской пустыней, а с запада - Средиземным морем. 

В истории древних евреев практически не было такого момента, чтобы вся территория Святой Земли полностью находилась в их руках. Как сказал мне один еврей, ныне проживающий в Израиле и, между прочим, защищающий Израиль с оружием в руках, 'нас не захватывал только ленивый' и на самом деле это было так.

Палестина Ветхого Завета (кликните, чтобы рассмотреть ближе)

 С севера на юг страна разрезана глубокой Иорданской долиной, находящейся более, чем на 300 м. ниже уровня моря. В районе Мертвого моря (в Библии оно называется Соленым) эта впадина еще глубже - 400 м. Там расположен старейший и самый низколежащий город Земли - Иерихон

Единственная река Палестины, если не считать сезонных речек и ручьев - это Иордан, у которого проповедовал предтеча Иоанн Креститель и где был крещен Иисус. Иордан берет свое начало из нескольких источников на севере, протекает сквозь два озера: Мером и Генисаретское (оно же Галилейское, оно же море Галилейское, на берегах и в волнах которого происходили многие новозаветные события) и впадает в Соленое море, которое тоже по сути своей является озером (страна маленькая, поэтому средней руки озера становились здесь морями). Из него вода уже никуда не вытекает, а просто выпаривается под палящим зноем. Вода Соленого моря очень солона, невыносимо горька (по личному впечатлению знаю, что вкус этой воды способен продержаться во рту целый день и напрочь отбить вкус чего бы то ни было еще) и почти на четверть тяжелее обычной. Чтобы искупаться здесь необязательно уметь плавать: утонуть можно, только сильно этого захотев, чтобы с головой погрузиться в воду нужно приложить некоторые усилия. (Впрочем, поглядев на то, как водичка разъела на моей руке многолетний шрам почти до крови, я лично усомнился в целесообразности ныряния - это что ж будет с глазами?!) По преданию воды Соленого моря покрывают уничтоженные небесным огнем Содом и Гоморру, которые и покоятся на мертвом дне (в море не живут никакие рыбы) в ожидании Страшного суда. 

Собственно, 'земля Израиля' - это территория к западу от Иордана. Палестина в те времена включала в себя пять областей (с севера на юг): Галилея, Самария, Иудея, Идумея и, на восточном берегу Иордана - Перея. Во времена Иисуса Христа евреи разделяли землю по степени ее 'святости', очень точно при этом определяя, какие области водят в состав Святой земли, а какие - нет. 

Самая священная земля - Иерусалим, на противоположной стороне этой своеобразной шкалы - 'нечистые' земли за пределами Израиля. Иудея и Галилей, расположенные к западу от Иордана - сердце страны. Их разделяла Самария, к священным землям не принадлежавшая. На восточном берегу с Иудеей и Галилеей граничила Перея. Лучшей дорогой с севера на юг считалась дорога по 'своей земле', через Перею, минуя Самарию. Переправляться через Иордан при этом приходилось дважды. Иисус, как мы знаем из Евангелия, предпочитал ходить напрямую, через Самарию, невзирая на то, что общение с самаритянами почитались для иудея и галилеянина осквернением. Может быть, и это ставилось Ему в вину на суде синедриона: 
Центральные области опоясывались землями, некогда принадлежавшими Израилю. Они, впрочем, считались менее оскверненными, чем прочие языческие страны.

Палестина - это засушливая страна пустынь, плоскогорий и невысоких каменистых гор. Но природа здесь была весьма разнообразна. Обычный галилеянин, совершая обязательное ежегодное паломничество в Иерусалимский храм, за несколько дней пешего пути видел множество непохожих и совершенно контрастных мест. В пути ему попадались утопающие в зелени долины, каменистые желто-серые горы, узкие тенистые ущелья, безжизненные пустыни с песком разных оттенков - от серого до янтарного, чарующие водоемы и оазисы. 

Самой плодородной была земля Галилейская. В библейские времена чего только тут не росло: пшеница, ячмень, хлопок, виноград, бобы, чечевица, лен, папирус, коричное и ладанное деревья: Здесь росли дуб и кипарис, кедр и миндаль, масличное дерево (олива) и разнообразные пальмы, гранаты и смоковницы, ивы и тополя (зато нет осины, на которой, по преданию, повесился Иуда Искариот). Кругом - благовонные цветы, кроме лилий полевых, о которых говорит Иисус (Матф. 6:28), здесь цветут маки, нарциссы, тюльпаны. В общем - земля, текущая молоком и медом. Немудрено, ведь Палестина входит в 'благодатный полумесяц' - так называются плодородные земли, протянувшиеся поясом с юга от Нильской долины, через влажную область на восточном побережье Средиземного моря, к плодородным землям Месопотамии с ее Тигром и Евфратом. Север Палестины был благодатен для земледелия и скотоводчества, а вот на юге Израиля пустыня почти смыкается с морским берегом. 

И правда, совершив несколько дневных переходов от Галилее к Иудее путник оказывался в совершенно безжизненной степи, усеянной каменными глыбами. В районе Самарии и Иерихона пейзаж был примерно тот, что изображен на картине И.Н. Крамского 'Христос в пустыне'. Немудрено, ведь именно здесь, постясь, провел сорок дней Иисус. По преданию, на горе Искушений (иначе называемой Сорокадневной), возвышающейся над Иерихоном, Он отвергнул третье искушение сатаны - все царствия земные. А сам Иерихон расположен в цветущем оазисе, и прекрасно виден с балкона греческого монастыря, стоящего сегодня на горе Искушений. 

Чем дальше на юг, тем сильнее дыхание пустыни. Средневековые паломники, начитавшись библейских описаний страны, текущей молоком и медом (описания не врали - просто говорили о северных районах Израиля) удивлялись, находя в этом благословенном легендарном краю тяжелый климат, редкое население и обилие невозделанных земель. Впрочем, чем дальше путник уходил от Галилеи, тем меньше было годной под возделывание земли. Растительность здесь была хилой, земля - неплодородной. Зато плодородны были камни и горы, содержавшие железо и медь. 

Конечно, с древних времен многое изменилось. Когда израильский народ под предводительством Иисуса Навина вступал в Землю Обетованную, большая ее часть была покрыта лесами. Вероятно, их было еще немало даже во времена Иисуса. В Ветхом Завете упоминаются многие виды деревьев с твердой и мягкой древесиной, а продвинутые римляне, еще слыхом не слыхавшие о ГринПисе, даже сажали в Палестине леса. Но сегодня те леса почти исчезли и ландшафт совершенно преобразился. Роскошные леса Израиля уничтожались в бесконечных войнах, гибли от козьих стад, объедавших молодые побеги, и постепенно сошли на нет. Хотя, к примеру, оливковые рощи Гефсиманского сада сохранились и до наших дней, и экскурсоводы показывают туристам оливу, якобы ровесницу Христа. Ну, Христа - не Христа, но дереву действительно не одна сотня лет. 

Такова была страна, которую Бог избрал для своего сотворенного народа (действительно, евреев правильнее называть не богоизбранным, но богосозданным народом, потому что Господь не избрал себе народ из многих, но терпеливо создавал его Себе) и куда послал Своего Сына во спасение мира. Страна не выделялась среди других богатством или важным стратегическим положением - скорее, ее положение можно было назвать неудобным. Кто бы с кем ни воевал на территории 'Благодатного полумесяца' - практически обязательно вытаптывал Израиль и покорял его, что называется, между делом. Просто клочок земли - выветренный и каменистый. Но ни за одну другую страну не велось столько войн, как за эту.

Семинар по курсу

Назад Оглавление Вверх

Дальше

Сайт управляется системой uCoz