Лекция 3. Христианство и иудаизм

Чтобы понять смысл Нового завета, необходимо иметь хотя бы элементарные представления об иудаизме, потому что именно в нем лежат корни христианской веры. Христианство возникло не на пустом месте, оно – ответ многолетним мессианским чаяниям еврейского народа. Книги Нового завета были написаны евреями, учение Нового Завета о Боге и человеке, о грехе и спасении, законе и благодати, молитве и других важнейших аспектах христианской жизни уходят корнями в учение Ветхого завета. Сам Иисус и все его апостолы были евреями, обрезанными, воспитанными в Законе Моисеевом, они каждый год ходили на Пасху в Иерусалим и соблюдали иудейские праздники. Единственно что Иисус не соблюдал субботу в том виде, в каком ее предписывали соблюдать фарисеи.

И разрыв между христианством и иудаизмом возник не из-за исторических или богословских разногласий, а из-за того, что иудеи отказались признать в Иисусе своего Мессию. “Пришел к своим, а свои Его не приняли” (Иоанн 1:11).

Для тех иудеев, кто уверовал в Иисуса, как в обетованного Мессию, христианство стало не отдельной от иудаизма религией, но закономерным преемником иудаизма. (Если брать пример из сегодняшних (точнее, вчерашних) реалий, то это как развитие коммунизма из социализма.) Для тех же, кто не признал Христа Мессией, христианство стало опасной сектой в русле иудаизма, которую следовало уничтожить на корню.

Итак, что же такое иудаизм и как он возник.

Я не берусь сейчас давать полный и точный анализ иудаизма, это не входит в план моих лекций. Моя задача – показать, как из иудаизма выросло христианства, указать на его предпосылки в Ветхом завете.

Основой иудаизма была вера в Единого Бога. Богобоязненный еврей твердо придерживался ясного и краткого символа веры: “Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть” (Второзаконие 6:4) Как это ни парадоксально, но евреев часто обвиняли в атеизме, но не потому, что они не верили в Бога вовсе, а потому, что отказывались признать существование любых иных богов, кроме собственного.

Вообще, Пятикнижие Моисеево было направлено именно на то, чтобы внедрить в сознание иудея эту истину – что их Бог – не племенной божок, какие были у всякого уважающего себя народа и племени, но Господь и Творец Вселенной. И не евреи выбирают себе бога из богатого ассортимента всевозможных языческих богов, но Господь сам создает себе народ и общается с ним через Своих пророков.

История сотворения еврейского народа отражена в истории Авраама, отца евреев и одного из патриархов. Авраам жил в языческой среде, в языческой стране и сам, строго говоря, был язычником, но человеком праведным, стремящимся обрести Бога, познать Его и служить Ему. И в одну ночь он услышал голос, позвавший его по имени: “Авраам!”. Он понял, чей то был голос, он узнал голос Живого Бога и спросил, чего Тот от него ожидает. Господь повелел Аврааму выйти из своего народа и племени, удалиться от самых близких людей и пойти туда, куда поведет Господь.

Доверии Авраама к Богу было таким, что он не поставил Богу никакого вопроса: зачем? куда? и на кой мне это надо? Авраам встал, собрал свою семью, слуг, скот, все имущество и ушел из вавилонского города Ура в Ханаанскую землю. Путь был неблизкий, Авраам прошел через Сеннар, Вавилонию, Месопотамию, минул Ассирию и, наконец, вошел в Ханаан и осел там, приготовившись вести новый образ жизни..

Авраам был уже немолод и у него не было наследника. Другим откровением Божьим, в которое он безусловно поверил, было обещание, что родится у него сын, от которого пойдет целый большой народ. Но шло время, шли годы, а обещанный ребенок не рождался. Сара, жена Авраама, была бесплодна. У Авраама родился сын от служанки Сары, Агари, названный Измаилом, но все-таки это было не то, он не был законным наследником и, хотя Бог и пообещал, что и от Измаила произойдет великий народ, однако тут же сказал, что завет Он заключит через другого сына. А другой все не рождался.

Сейчас считается, что от Измаила пошли арабы.

Среда, в которую попал Авраам, была сплошь языческая, в ней процветали различные культы, в том числе культ фаллический. Все вокруг будто бы говорило Аврааму: “Отринь своего Бога! Он обманул тебя и не дал тебе обещанного сына. Поклонись нашим богам, прими наши обряды – и будет тебе по твоему желанию”. Глядя вокруг, Авраам не мог не признавать резон язычников: у них исправно рождались дети, созревали урожаи. Обещание же Бога с каждым годом все более казалось пустым звуком.

Но Авраам не поддался искушению и не изменил Тому, чей голос повелел ему оставить Ур и идти в Ханаан. И, наконец, испытав его веру, Бог благословляет Сару, велит называть ее по-новому Саррой и дает Аврааму сына Исаака, с которого, собственно, и начинается история иудейского народа.

Господь испытывает Авраама еще раз: Он говорит ему: возьми своего сына, поднимись на гору и принеси в жертву Мне. (Бытие 22:1-13) То есть убей.

Подобное казалось невероятным – не только из-за немыслимой жестокости приказа: своими руками убить столь долгожданного сына, - но и из-за того, что Господь противоречил Сам Себе: сначала пообещав произвести от Исаака целый народ, теперь Он требует ребенка себе в жертву. Это было еще одним испытанием Аврааму, даже двумя испытаниями: во-первых, настолько положиться на Божественный разум, что превозмочь очевидное противоречие в желаниях Бога, во-вторых, своими руками убить своего ребенка во славу Божию.

Авраам не ропщет, не возмущается, не отрекается от Бога – он покорно берет Исаака и ведет на заклание. Просто потому, что так говорит Бог, которому он верит.

Дальнейшее известно: когда Исаак уже лежит на жертвеннике и Авраам уже занес над ним нож, руку Авраама останавливает посланный Богом ангел и велит ему принести в жертву барана.

Но в душе своей Авраам уже принес Исаака в жертву, уже отдал его Богу. И он не может взять эту жертву назад, поэтому с этой минуты Исаак становится Божьим, приемным сыном Господа, которого Тот принял от отца его, Авраама.

Символом завета между собой и новосозданным (пока еще состоящим лишь из одного Исаака) народом Господь положил обрезание. Следует отметить, что этот обычай уходит корнями в свадебные обряды, символ супружеской верности. Господь словно обручается со своим народом, как с невестой (которая потом родит Ему Сына). Подтверждением этого служит обращение Господа к “дщери Иерусалимской”, Израилю, в 16 главе пророка Иезекииля, где Израиль называется неверной женой, прелюбодейной женой за то, что, отпав от Единого Бога, поклоняется языческим богам.

Именно обрезание делает иудея – иудеем. Не происхождение, не брак с иудейкой. Обрезаются Авраам и весь дом его – состоящий из язычников, пришедших вместе с ним из Вавилона, а может быть – присоединившихся к его дому уже в Ханаане. Человек другого племени, другого народа, другой крови мог стать иудеем, обрезавшись и тем самым присоединившись к народу Божьему. Основой нового народа становится именно вера в Единого Бога.

Конечно, монотеизм (единобожие) устанавливается отнюдь не сразу. Далеко не все из потомков Исаака были столь же благочестивы и полны доверия к Богу, как Авраам (оттого и названный отцом всех верующих). Бог был далеко, а языческие боги – рядом, Господь был незрим, а языческих богов можно было даже потрогать - и народ тянулся к ним, всячески стараясь скинуть с себя бремя строгого закона, предписывающего: “Господь Бог наш Господь един есть!”

После исхода евреев из Египта (куда они пришли в голодный год и где были притесняемы) Господь дает их вождю Моисею Закон, который народ Божий должен теперь исполнять, и обещание дать им землю, которой у народа Божьего до сих пор не было. Господь обещает своему народу Ханаан.

Все – и сотворение народа от одного человека, чудесным образом рожденного сына (Аврааму при рождении Исаака было 100 лет, его жене Сарре – 90), и попущение египетского рабства, и выведение народа из Египта, и обещание земли, на которой в ту эпоху было несметное число племен (с каждым из которых Израилю пришлось бороться) при том, что войска у Израиля было мало – все это должно было подтолкнуть евреев к одной мысли: судьба их народа целиком и полностью в руках Божьих. Вот захочет Господь – и будет у них и земля, и процветание, и благоденствие. И будет все это не по их хотению и не по их силе – а исключительно по воле Господа. Евреи должны были приучиться к тому, чтобы полагаться только на Бога, но ни в коем случае не на свою силу, не на свою мощь. И это понимание полной своей зависимости от Бога должно было удерживать иудеев от поклонения языческим богам.

Недаром первая заповедь гласит: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. (Исход 20:2,3)

А вторая: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой…(Исход 20:4,5)

Согласно иудейскому богословию, человек – это Божье творение, наделенное свободой выбирать добро или зло. Это же потом перейдет в христианство. Человек волен выбирать послушание Закону или отвержение его – и это выбор между добром и злом. Главным в жизни человека является соблюдение заповедей, предписанных всему народу в целом. Среди них (помимо десяти основных): обрезание (безусловно), соблюдение годовых праздников и поклонение в синагоге. Закон определил все обязанности человека (в количестве более 600 заповедей) и установил его отношения с Богом.

Грех в понимании евреев состоял в неправильном отношении к Закону, открытому Богом. Нарушение “мелкой” заповеди, вроде запрещения брать птицу из гнезда, когда она сидит на яйцах, приравнивалось к “не убий”. В Законе нет мелочей, все одинаково важно. Отношение иудеев к Закону выражено в Послании Иакова: “Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем” (Иаков 2:10). Иудаизм не делал различия между нравственным законом и ритуальным предписанием – и то, и другое было существенно для жизни народа. Господу приходится напоминать им:“…Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений”. (Осия 6:6)

Но вся история Израиля – это череда отпадений от Бога, наказаний – Господь в наказание предавал Израиль очередному врагу на разграбление, - и раскаяний и возвращений к единому Богу, после чего Израиль восстанавливался. Помимо всего прочего, народ Израилев должен был еще держаться единого Бога, потому, что именно верностью Ему они были скреплены, как народ. Стоило им отказаться от Него – как народ переставал существовать.

Господь посылал в народ пророков, призывающих к покаянию перед Творцом – народ пророков убивал. Это поминает Иисус в Своих словах: “Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы”. (От Луки 11:47,48) Из-за этого обречены на смерть и новые пророки Божии – апостолы: Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят…(От Луки 11:49)

В конце концов, еврейское независимое царство, перестает существовать вовсе. В 597 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор вторгается в Иудею и захватывает Иерусалим. С тех пор Израиль поочередно подчиняется вавилонянам, персам, грекам, сирийцам и, наконец, римлянам. В подчинении Риму он и встречает своего Мессию, Иисуса Христа.

Конец Иудейского царства не означал конца иудаизма. Как было сказано ранее, лишь благополучный Израиль отпадал от своего Бога, в беде же он снова прибегал к Единому Творцу и ждал от Него помощи и защиты.

Вообще, каждый евреи в те времена мыслил себя не как отдельную личность, но как часть народа. Грех одного ложился пятном на весь народ и именно поэтому Закон был так строг к провинившимся, а несоблюдение малейшей черты Закона приравнивалось к нарушению всего Закона. Если весь народ соблюдал Закон и не изменял Богу, то устанавливался период благоденствия, если же начинал поклоняться идолам, пренебрегал Законом, то неизменным следствием были экономические трудности, военные поражения, развал государства. Таким образом грех прежде всего понимался как грех коллективный, а идея личной ответственности за грехи (которой придерживаются христиане) пасует перед идеей коллективной ответственности. Народ был сплочен, как один человек, поэтому немудрено, что и психология всего народа – словно психология обычного человека: забывая Господа в счастье, они бежали к Нему за помощью в минуту нужды.

Некоторой предпосылкой для выделения личности из коллектива и пересмотра взглядов на частный и общий грех стало вавилонское пленение. Если поколение, угнанное в плен, еще могло понимать это наказание, как дисциплинарную меру, примененную ко всему народу, то последующие поколения, родившиеся и живующие в плену, уже не могли наблюдать этого чередования взлета и упадка в жизни своей страны. И они должны были сопоставлять свои личные обстоятельства со своим собственным поведением. С этой проблемой столкнулся пророк Иезекииль. Фаталисты того времени сказали ему: “Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”. Пророк ответил, что отношение человека к Богу и Бога к человеку решается не грехом или добродетелью предков, но им самим. “Живу Я! – говорит Господь Бог, - не будут впредь говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои; душа согрешающая та умрет”. (Иез 18:3-4)

Постепенно такое отношение к личному греху распространяется, и в Новом завете мы уже сталкиваемся с юношей, который озабочен своей личной связью с Богом и своей личной возможностью наследовать жизнь вечную. Он выполняет все, что требует Закон, но чувствует, что этого недостаточно (Матфей 19:16-22).

Конец царства положил начало ортодоксальному иудаизму. Идолопоклонство было отвергнуто безоговорочно. Раньше евреи поклонялись Ваалу и другим языческим божествам, теперь же они поняли, что перед ними стоит выбор: либо сохранять верность единому Богу и отвергнуть все языческие искушения, либо совершенно раствориться в захватившем их народе. И иудеи делают свой выбор – они целиком обращаются к Единому Богу, Богу отцов.

В период вавилонского пленения многие евреи, уходя в качестве пленников в Вавилон, брали с собой книги Закона и Пророков, которые почитались, как Священное Писание. Наиболее благочестивые и образованные из взятых в плен смогли объединить своих соотечественников в общину, которая заняла место Иерусалима, как религиозного центра.

Семьдесят лет вавилонского пленения привели к возникновению синагог и росту их значения в иудаизме. Группы верных своему завету с Богом иудеев собирались для чтения Писания и молитвы. Они выбрали из своей среды учителей, которые стали религиозными вождями народа, заменив священников храма. Изучение Закона заменило жертвоприношение (невозможное без Иерусалимского храма), соблюдение моральных норм – ритуал.

Израиль вновь соединялся со своим Богом и отрекался от богов языческих. Жена возвращалась к своему Мужу, чтобы в верном браке родить Ему Сына. Господь обещает Своему народу Мессию, Спасителя, который освободит народ от рабства и плена.

“Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его”. (Исаия 61:1-3)

И, веря словам Господа, евреи ждут обещанного Спасителя, и мессианские надежды усиливаются с каждым новым завоевателем, каждым новым поражением.

Это же место из Исаии читает в синагоге Иисус, когда Его просят почитать из Писаний. И заключает Он словами: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. (От Луки 4:21).

Тем самым Иисус объявляет себя Мессией и Спасителем, обещанным Израилю.

Но Израиль воспринимает Христа, как политического лидера, который освободит их от власти Рима (или от любой другой внешней власти) и сделает Израиль вновь самостийным, процветающим и великим. Все Евангелие пронизано стремлением людей короновать Христа и усадить Его на престол, но так же оно пронизано и упорным нежеланием Христа короноваться. “Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один”. (От Иоанна 6:15) Иисус отказывается от роли политического лидера, а окружающие Его иудеи видят в Нем второго Иуду Маккавея, вождя борьбы за независимость во времена сирийского владычества. Иисус приносит в мир свободу от греха и смерти, а иудеи не принимают Его, потому что Он не принес политической свободы Израилю.

Ветхий Завет нацелен на предсказание прихода Христа. Закон Моисеев, который израильтяне должны были соблюдать до появления Христа, постоянно предсказывал о Нем: "Закон был для нас детоводителем по Христу" (Галатам 3:24). Так на еврейскую Пасху должны были резать ягненка, который не имел бы порока (Исход 12:3-6). Этот ягненок представлял собой жертву Иисуса: "Агнец Божий, который берет на Себя грех мира" (Иоанн 1:29; 1 Коринфянам 5:7). Непорочное и чистое состояние, которое требовалось для животных, приносимых в жертву, свидетельствовало о безупречном характере Иисуса (Исход 12:5, сравните 1 Петра 1:19).

Псалмы и пророчества Ветхого Завета изобилуют бесчисленным количеством предсказаний о том, каким будет Мессия. Особое внимание они уделяют на то, как Он будет умирать. Ниже приводятся некоторые из них :

Пророчества Ветхого Завета

Осуществление во Христе

12 И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. 13 И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника. (Захария 11:12,13)

Ср. рассказ о предательстве Иуды и судьбе 30 сребренников (Марк 14:10-11, Матфей 27:5-7)

"Боже мой! Боже мой! (внемли мне) для чего Ты оставил меня?" (Псалом 21:2).

Точно такие же слова были произнесены Христом на кресте (Матфей 27:46).

"Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение над ним в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною: говорят устами, кивая головою: "Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему" (Псалом 21:7-9).

Израильтяне злословили над Иисусом и смеялись (Лука 23:35; 8:53); они кивали головами своими (Матфей 27:39), и говорили это, когда Он висел на кресте (Матфей 27:43).

"Язык мой прильпнул к гортани моей... (они) пронзили руки мои и ноги мои" (Псалом 21:16-17).

Это осуществилось в жажде Христа на кресте (Иоанн 19:28). Пронзание рук и ног относится к физическому способу совершаемого распятия.

"Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий" (Псалом 21:19).

Точное осуществление этих слов показано в Матфей 27:35.

Обратите внимание на то, что стих Псалом 21:23 особенно подходит к Иисусу в стихе Евреям 2:12.

"Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей. Ибо ревность по доме Твоем снедает меня" (Псалом 68:9-10).

Эти слова хорошо описывают чувство отчужденности от Его еврейских братьев и от собственной семьи (Иоанн 7:3-5; Матфей 12:47-49).

"И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом" (Псалом 68:22).

Это произошло в то время, когда Христос был на кресте (Матфей 27:34).

Вся глава 53 в книге пророка Исаия представляет собой необыкновенное пророчество о смерти и воскресении Христа; каждый ее стих в точности соответствовал тому, что произошло в действительности. Ниже даются только два примера из этой главы, желающие могут прочитать целиком:

"Как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих" (Исаия 53:7).

Христос, Божий Агнец, был молчалив во время суда над Ним Матфей 27:12-14).

"Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого" (Исаия 53:9).

Иисус был распят вместе с разбойниками (Матфей 27:38), но Он был похоронен в склепе богатого человека (Матфей 27:57-60).

Неудивительно, поэтому, что Новый Завет напоминает о том, что "закон и пророки" Ветхого Завета служат основой для нашего понимания Христа (Деяния 26:22; 28:23; Римлянам 1:2-3; 16:25, 26). Иисус сам предупреждал, что если мы правильно не поймем "Моисея и пророков", мы не можем понять Его (Лука 16:31; Иоанн 5:46-47). И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. (От Луки 24:27)

Семинар по курсу

Назад Оглавление Вверх

Дальше

Сайт управляется системой uCoz